У России появился уникальный бюджет

Правительство на заседании в четверг скорректировало бюджет
текущего года на основе уточненного прогноза параметров
социально-экономического развития страны. К сожалению, в
сравнении с прошлым годом доходы федерального бюджета снизятся на
27,6%, и на 40% – по сравнению с первоначальным вариантом
бюджета. Тем не менее, на фоне столь масштабного сокращения
доходов расходы не только не уменьшились, а, напротив, должны
увеличиться на 13,4%, т. е. до 9,692 трлн руб.
СправкаКМ.RU: |
Как и ожидалось, в условиях кризиса государство уделит
повышенное внимание социальной поддержке. Пособия по безработице
и организация занятости будут профинансированы в размере порядка
80 млрд руб. Для поддержки банковской системы
предполагается потратить 300 млрд руб., и столько же
денег дополнительно пойдет в регионы.
«В общем, это уникальный бюджет, конечно. Такой бюджет Россия
себе может позволить только в условиях пика кризиса, и мы можем
на это пойти, потому что Россия сохраняет свою стабильность
благодаря накопленным ресурсам в предыдущие годы», – цитирует
РИА «Новости»
главу Минфина Алексея Кудрина.
К положительным моментам в новом бюджете также можно отнести и
то, что планируются меры поддержки оборонного и агропромышленного
комплексов, а также автопрома. Пока государство рассматривает
возможности поддержать лишь «АвтоВАЗ», ГАЗ и Росатом.
Дополнительные детали антикризисной промышленной политики
властей сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
«Когда мы смотрим системообразующие предприятия, мы не просто
даем им деньги, а очень важно понимать, под какую перспективу
дается государственная поддержка, как это предприятие будет
оздоровлено с финансовой точки зрения, какой сбыт продукции будет
у этого предприятия, как оно повысит свои конкурентоспособность,
эффективность, производительность. Если такие условия будут
соблюдаться – возможны и меры, касающиеся субсидирования
процентных ставок и госгарантий», – передает ее слова
РИА «Новости».
Отметим, что Кудрин не исключил, что неэффективные
системообразующие предприятия вообще могут быть признаны
банкротами.
А вот на себе власти решили сэкономить. Ассигнования,
выделяемые на госаппарат, будут урезаны на 38,7 млрд руб.,
что составляет 22% всех расходов на государственное управление.
По словам Кудрина, сокращение расходов в размере 12,9% коснется и
центрального аппарата министерств и ведомств. Меньше денег будет
выделено на автомобили, связь и командировки.
Премии чиновника в этом году тоже урезаются: соответствующие
фонды сократят на 21,3 млрд руб., или на 27%. Снижение
премиальных ждет чиновников даже самого высокого уровня, вплоть
до заместителей министров. А главы федеральных министерств и так
не получают премии.
Желающие ознакомиться с программой антикризисных мер могут
сделать это на
сайте правительства РФ. А мы отметим лишь ряд
ключевых моментов. Согласно этому документу, в 2009 году
средний размер социальных пенсий будет повышен до прожиточного
минимума пенсионера, который составляет 4294 руб.
Государство также готово помочь студенчеству. Предполагается
развивать систему образовательного кредита с установлением
верхней планки годовой процентной ставки не более 11,5%. В
программе нашло отражение и предложение многих экспертов о том,
что в условиях кризиса необходимо стимулировать внутренний спрос
на продукцию отечественных предприятий. Заявлено, что
совершенствуется система государственных закупок, а сейчас
ведется работа по установлению преференций для поставщиков
российских товаров.
По сути, речь идет о комплексе протекционистских инструментов,
и это можно только приветствовать. Однако стоит отметить, что
подобные идеи выдвигаются экспертами уже много лет, а для того,
чтобы правительство в конце концов решилось последовать этим
советам, потребовался мировой финансовый кризис.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,<BR>для него ни один ветер не будет попутным"<BR>Сенека<br />
Кризис - это время осмысления и преодоления ошибок. Очевидно, что путь сырьевой экономики и построения "безидейного" рынка в РФ оказался не столь эффективен, как ожидалось. Все большей критике подвергаются ряд положений "стандартных рецептов" МВФ по реформированию переходных экономик. Многие крупнейшие экономисты сейчас все больше переосмысливают фиаско "рынка без тормозов", во многом обусловившего нынешний мировой кризис. На этом фоне особенно интересным является анализ опыта реформ Китая, являющимся безусловным лидером мирового развития, чья экономическая мощь начинает все больше конкурировать с США и ЕС, при том, что последние переживают далеко не лучшие времена. <br />
Китай начинал свои реформы в относительно худших условиях, чем Россия, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39 % от российского, в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население - составлявшее 82,1%. Значительная часть страны - 59,37% расположена в гористой местности, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют всего 31% всей площади. <br />
Но вот некоторые итоги: по данным Всемирного банка за 2007 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составляет уже 7. 055 трлн долл. (2 место в мире после США, имевшей ВВП 13.778 трлн долл.), в то время как ВВП России (по ППС) на 6 месте - 2,120 трлн долл, что составляет всего 30 % от уровня Китая. И если российская экономика пострадала от мирового кризиса самым серьезным образом, Китай пока демонстрирует относительную стабильность. Так в чем секрет успеха китайских реформ? <br />
<B>Основа успеха - сильное государство, конкретные цели и долгосрочное планирование. </B><br />
Нынешний этап реформ начался с конца 1978 г., когда Дэн Сяопин провозгласил "новый курс" строительства рыночной экономической системы с китайской спецификой (как говорят сами китайцы - "социалистической"), провозгласив политику "реформ и открытости". Эти реформы отличает постепенность, эволюционность (так называемый градуализм), вторичность политического реформирования перед экономическим, приоритет модернизации и внешнеэкономической экспансии. <br />
Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам, решению конкретных задач развития страны и повышения благосостояния народа. <B>Эти задачи решались на базе сильной, просвященной и деятельной государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран.</B> В этот же период был отмечен рост интереса к Китаю как со стороны запада, так и зарубежной китайской диаспоры. <br />
Уже в 1981 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены - с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза. В течение 1978-2005 г. ВВП вырос в 12 раз, доход на душу населения - почти в 7 раз. Темп роста экономики в течение 1979-2004 г. в среднем составил около 9.4%, в 2005-2008 - 10.35%. В 2008 г. 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала "Fortune". Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, объем которого за 2008 г. составил 1.4 трлн долл., что пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. <br />
К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к - 2050 г. достижение уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течении 2030-2050 г., но возможно и раньше. <br />
Напротив, на начальном этапе российских реформ (1992-1998 гг.) государство не ставило четких целей - например, по росту ВВП и уровню доходов населения, кроме абстрактной идеи "построения рыночной экономики", при этом российское государство имело все признаки слабости. Наши идеологи не слишком отягощали себя изучением чужого опыта, не слишком востребованного и поныне, а использовали готовый сценарий "шоковой терапии", предложенный международным валютным фондом. Наши "достижения" скромны - испытав серьезный спад на начальном этапе реформ, Россия вышла на уровень ВВП 1990 г. только в 2007 году. <br />
<B>Стратегия Китая.</B> Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и "азиатских тигров" - Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций. Важнейшее конкурентное преимущество Китая - дешевизна достаточно квалифицированной "рядовой" рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста. <br />
Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства. <br />
Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комлектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) - мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров. <br />
Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество - дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г.должна вырасти с 36.2 до 56%. Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты. <br />
Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего (а затем и внешнего рынка) с минимальными ценами. Однако копируя чужое, Китай создает много нового. Широкому распространению DVD технологий, особенно доступных DVD плееров мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долл. до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям. <br />
На очереди автомобильная экспансия, по итогам 2007 г. автопром Китая вышел на третье место в мире по производству автомобилей - здесь собираются значительная часть мировых брендов. Хотя качество некоторых "собственных" авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо. <br />
Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим "национальным достоянием". В 2005 г. в стране было около 4.3 млн предприятий МСБ, 27.9 млн.индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта Китая. Малый бизнес для страны - настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России - около 15%, что говорит о низкой степени развития предпринимательства. <br />
Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту (2007) - США - 19.1%, Гонконг - 15.1 %, Япония - 8.4%, Южная Корея - 4.6%, Германия - 4%; по импорту - Япония - 14%, Южная Корея - 10.9%, Тайвань - 10.5%, США - 7.3%, Германия - 4.7%. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд долл. при активном сальдо 170 млрд долл, объем российско-китайской торговли - 56.8 млрд долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г. <br />
<B>Финансовая политика.</B> Финансовая политика Китая направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитного обращения, создающих условий для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, базированные на доминировании национальной валюты - юаня. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течение 1992-1998 гг. - стабильность создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. Решение подобных задач для российской экономики остается стабильной проблемой. Финансовой стабильности способствует грамотная политика регулирования процентных ставок и уровня банковских резервов. Экономика имеет очень высокий уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) - 150% (в развитых странах 80-100%). При этом в Китае умеренный уровень инфляции, хотя в последние несколько лет он увеличился - около 4.8% за 2007 г., 5.9% за 2008 г. (для сравнения РФ за тот же период - 11.9% и 13.3%). <br />
В точном соответствии с рецептами Дж. М. Кейнса страна имела стабильно дефицитный бюджет, составлявший до 15% от доходной части в 1979 -1980 гг., 2-3% в 1981-1990 г., 6.5-10% в 1991-1997 гг. В 2005 г. дефицит составил 208 млрд юаней при доходной части 3, 163 трл. юаней, т.е. 6.5%. Ожидается, что дефицит бюджета за 2009 г. не превысит 3% от ВВП. В стране наблюдается значительные темпы роста расходов бюджета, с 1978 г. по 1997 г. расходы они выросли с 111.1 до 865.1 млрд юаней, т.е. в 7.7 раза. Эти факты подтверждают, что активная инвестиционная политика препятствует разрастанию инфляции даже при дефиците бюджета. <br />
В Китае очень высокая норма личных сбережений - около 50% от ВВП на конец 2007 г. Благодаря стабильности финансовой системы и значительной роли государства в ней население держит свои средства в банках. Общие активы финансовых организаций банковского сектора по состоянию на конец ноября 2008 г. достигли около 61.1 млрд юаней (т.е. около 8.94 трлн долл). Для сравнения активы банковской системы РФ на 1.12.2008 г. составили 25.92 трлн руб. - около 926 млрд.долл. Ставки в Китае достаточно низки - ключевая годовая ставка кредитования - 5.31%, ставка до депозитам - 2.25% (на 23.12.2008). Совокупность указанных факторов на фоне нормального инвестиционного климата приводят к активному и стабильному росту экономики. <br />
В банковской системе преобладают государственные банки. Вследствие в прошлом активного директивного кредитования экономики в Китае возникла проблема плохих кредитов, которые составляли в главных банках в 2003 г. около 20% от объема ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007 г. снизилось до 5.5 %. Проблема была решена путем рекапитализации банков за счет выкупа плохих долгов и вливаний. Сейчас большинство банков имеет достаточный уровень капитализации. Проводимая в последнее время банковская реформа направлена на развитие банковской системы, а согласно договоренностям с ВТО - на повышение ее открытости для иностранного капитала. В то же время доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала невелика -2.44% (2008 г.) Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но тщательно сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач - дальнейшее развитие сектора банковских услуг, в т.ч. в регионах. <br />
Стараясь поддержать экономический рост в 2008 г. банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Несмотря на мировой финансовый кризис, в течении 2008 г. денежная масса М2 выросла на 17.8% с 40.34 до 47.52 трлн юаней, объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн юаней (около 735 млрд долл.). За январь 2009 г. денежная масса выросла до 49.61 трлн юаней, т.е. на 18.79% относительно января 2008 г., объем ссуд - на 1.62 трлн юаней (236 млрд долларов). <br />
Что касается Банка России, то здесь ситуация прямо противоположная. Ставка рефинансирования с февраля 2008 г. по декабрь выросла с 10% до 13%. Объем денежной массы М2 в течение 2008 г. за счет осенних кризисных явлений, связанных с бегством от рубля и оттоком капитала вырос всего на 1.7% с 13.272 до 13.493 трлн.руб., в то же время за январь 2008 г. он упал до 11.990 трлн.руб., т.е. сократился на 11.1% . Если до кризиса ставки по кредитам для надежных заемщиков опускались до уровня 12-15%, то сейчас они выросли до уровня 20 %, что существенно замедляет темпы развития экономики. <br />
Дефицит рублей, т.е. "денежное сжатие" по-прежнему является доминирующей причиной кризиса в РФ. Чем дальше затягивается нормализация процессов денежного обращения в стране, чем выше угроза рецессии, роста числа банкротств, неплатежей, передела собственности, увеличения безработицы. <br />
Китай осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.922 (май 2006 г.), к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне. <br />
В октябре 2006 г. золотовалютные резервы Китая достигли 1 трлн долл., и он вышел по этому показателю на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Пекину принадлежит значительная роль в преодолении валютно-финансового азиатского кризиса 1997-1998 г. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем - возможно одной из мировых валют. <br />
<B>Длительный период практически безкризисного развития Китая (подобно тому как это было во времена немецкого экономического чуда и ряда других стран) наглядно подтверждает, что когда экономика имеет значительные резервы развития ее краткосрочные дисбалансы можно эффективно преодолевать, избегая кризисных явлений. </B><br />
Наши денежные власти, с 1992 г. во многом ориентировавшиеся на рецепты МВФ, такими достижениями не располагают. Шоковая терапия начала 90-х привела к раскрутке инфляции, уничтожению сбережений населения, что в совокупности с введением значительного НДС - 28% привело к неблагоприятному фону для развития производства и предпринимательства. С 1992 г. мы прошли через кризисы разной интенсивности - 1995, 1998, 2004, 2008 г. В начале 2000-х годов уровень монетизации в РФ составлял около 15%, увеличившись к 2008 г. до 40 %, что по-режнему значительно меньше уровня развитых стран. <br />
Накопив в период благоприятной конъюнктуры значительные финансовые резервы, денежные власти РФ, прибегнув к их фактической стерилизации, не смогли обеспечить их эффективное использование. Российская финансовая система в рамках западно-либеральной модели создает условия для свободного пересечения спекулятивных капиталов как из страны, так и внутрь ее. Дефицит на внутреннем денежном рынке приводит к устойчивому привлечению внешних валютных займов, периодически создавая "девальвационный навес" (кризис 1998 г, 2008-2009 г.г.). На фоне неблагоприятного инвестиционного климата наша финансовая система не способна эффективно усвоить деньги, что создает проблемы при развитии реального сектора. Обеспечить доминирование национальной валюты - рубля в таких условиях сложно. Сравнение показателей экономик Китая и РФ еще раз наглядно подтверждает, что главным является не столько пассивная "бережливость", сколько активное развитие. <br />
<B>Привлечение инвестиций. </B>Привлечению инвестиций способствует не только общая дешевизна Китая (рабочей силы, недвижимости, транспорта и прочих факторов производства), но инвестиционные и налоговые льготы со стороны местных властей. Внутренний рынок Китая имеет огромные перспективы за счет роста внутреннего спроса по мере развития страны и роста доходов населения. Предприниматели США и Европы, уставшие от профсоюзов и дорогой рабочей силы могут отлично организовать свои производства в Китае. <br />
Общий объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Китая за годы реформ (к 2006 г) составляет около 800 млрд олл., в стране создано около 509 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. В 2008 году было использовано 92.4 млрд олл. иностранных инвестиций, что на 23,6% выше, чем в 2007 г. Инвесторы готовы идти на передачу технологий, которая чаще всего является условием вхождения на рынок. Практически все мировые бренды (400 из 500) имеют производства в Китае. Инвестиции в основной капитал в Китае составляют около 45% от ВВП, тогда как в РФ - 20%.<br />
Китайский рынок способен создать товарное изобилие и нормальные условия для людей как с самым высоким, так и достаточно низким уровнем дохода. Это создает условия для нормального развития человеческого капитала. <br />
Засилье нефтяных денег в России (так называемая "голландская болезнь"), монополизация многих рынков, приводит к высокому уровню цен, неадекватному низким доходам основной части населения, порождает дороговизну экономики, факторов производства, существенно ограничивающую возможность развития. Ориентация нашего бизнеса, прежде всего, на людей с высоким уровнем доходов еще больше снижает уровень жизни малообеспеченных граждан, затрудняя процесс нормального воспроизводства и развития человеческого капитала. Особенно хорошо это видно на примере жилищного строительства. <br />
Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики - планируется довести общий объем мощности АЭС к 2020 до 40 ГВт, что потребует строительства около 32 атомных энергоблоков мощностью по 1000 МВт. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс. км. В 1999 г. создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения. <br />
Что касается российских планов по развитию инфраструктуры, дорог, атомной энергетики и пр., то хотя они периодически обсуждаются и принимаются, пока они еще далеки от реализации. Ряд параметров российской экономики - высокие налоги (в т.ч. НДС), неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, коррупция, излишняя бюрократичность делает наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. Однако если государство проявит политическую волю и разрубит этот "гордиев узел", наша страна смогла бы предложить хорошие условия для развития бизнеса. <br />
<B>Роль государства в экономике.</B> Экономика Китая представляет собой смешанную систему - многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и в основном средних и небольших предприятий частного сектора. В отличие от РФ <B>Китай не стал поспешно разрушать свой госсектор - рыночные предприятия создавались заново. За счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной. </B>Следует отметить, что переход к свободным рыночным ценам в отличие от РФ также проводился постепенно. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора. Несмотря на это, госсектор в Китае имеет по-прежнему значительный вес. В госсектор входят - наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности. Однако экономику Китая не следует считать социалистической, особенно в нашем понимании. Основная доля инноваций принадлежит частному сектору. Если в 2000 г. частный сектор производил около 55 % ВВП, то к 2005 г. эта доля выросла на до 65%.<br />
За 2002 - 2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов возрастали в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил 1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов. Прибыль госсектора в 2006 г. составила около 754,7 млрд юаней (98.78 млрд.долл). В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира журнала "Fortune". <br />
Однако среди госкомпаний по-прежнему имеются убыточные, представляющие собой значительную проблему, но реформы здесь идут по прежнему очень осторожно - ликвидация госсобственности не входит в планы Китая, по-прежнему основные цели - повышение эффективности. Реформа госсектора включает дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс., число предприятий центрального подчинения - с 196 до 149. 5000 предприятий были объявлены банкротами. <br />
Государственная политика и роль госсектора может быть разной. Разумная государственная политика устанавливает необходимый баланс между секторами экономики, приводя к максимальной общественной выгоде. Можно пытаться урвать текущую выгоду любой ценой, но можно мыслить стратегически. Цены наших монополий постоянно растут, растет инфляция и издержки производства. Хотя нетрудно понять, что если поумерить аппетиты и поддержать экономику, в будущем можно выиграть намного больше. <br />
В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая, как и у нас, имеет огромную власть. Но если в России коррупция пустила крепкие корни, то в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников. Сильное китайское государство оказалось способным использовать позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив ее на активную модернизацию и развитию предпринимательства. В России низкая эффективность и слабость государства является одной из важнейших проблем развития. Безответственность элит приводит к падению их конкурентоспособности, эффективности и духовности. <br />
В начале 20-х годов 20 века на базе успехов НЭПа у России был шанс при определенной гибкости построить эффективную смешанную экономику, возможно избежав социальных катаклизмов 30-х годов. Однако такое развитие привело бы к утрате социальной базы "пролетарской революции", что было понятно ее идеологам. Такой шанс был и во время Горбачевской "оттепели", но он был утерян за счет ряда ошибок. На текущий момент краткосрочные интересы элит - сырьевого капитала, бюрократии, монополистов, опасающихся развития конкуренции выступают тормозом к активной комплексной модернизации страны. Длительная стратегическая пассивность государства была нарушена появлением Стратегии 2020, созданной в предвыборный период осени 2007 г.- весны 2008 г. Однако уже в середине 2009 г. стало ясно, что она подвергается отторжению со стороны консервативных сил общества. <br />
<B>Борьба с кризисом.</B> Сейчас весь мир волнует, справится ли Китай с кризисом. За 2008 г. рост ВВП Китая составил достаточно большую величину - 9% (в РФ 5.6%). Многие западные экономисты полагают, что кризис, приведший к падению мирового спроса, в первую очередь в США, ударил по всем экспортно-ориентированным экономикам - поэтому он не обойдет и Китай. Действительно, темпы экономического роста Китая в настоящий момент падают (в 4 квартале 2008 г- 6.8%), наблюдался рост инфляции, падение экспорта, увеличивается число банкротств, растет безработица. <br />
Но у Китая есть огромный внутренний рынок и в отличие от США - огромный простор для развития. В ответ на мировой кризис Китай с целью поддержки внутреннего спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долл. до 2010 г. В числе мер по борьбе с кризисом программы по строительству жилья, поощрения экспорта, активная финансовая политика, снижение налогового бремени. Хотя некоторые западные экономисты смотрят на ситуацию пессимистично, история показывает, что руководство КНР способно не только ставить цели, но и активно их добиваться. И здесь нашей стране есть чему поучиться - Россия также обладает значительными возможностями для развития внутреннего рынка, развития инфраструктуры, дорожной сети, энергетики, жилищного строительства. Важнейшая задача Правительства РФ обеспечить путем активной инвестиционной политики рост внутреннего спроса взамен сокращения внешнего. По прогнозам МВФ, экономика КНР может вырасти в 2009 г. на 6.9 %, по оценкам Пекина - около 8%. Что касается экономики РФ, то в 2009 году рост экономики, скорее всего, будет крайне незначительным или отрицательным. <br />
<B>Уроки для России.</B> Экономика СССР, несмотря на возможно не высокую эффективность занимала по многим показателям ведущие места (в т.ч. 1-2 места) в мире. В начале реформ в РФ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В результате "реформ" страна превратилась в сырьевой придаток запада. Экономика носит потребительский характер. Щедрый поток нефтедолларов, как и в 70- 80-е годы на фоне консервативной экономической политики оказал нам явно "медвежью услугу". В результате отказа от диверсификации наша экономика оказалась наиболее пострадавшей от мирового кризиса, тогда как Китай, построивший инновационно-производственную экономику, продолжает развиваться, имея все возможности для того, чтобы стать мировым лидером. Наша экономика, "укутанная" многочисленными путами показать себя пока в полной мере не может. <br />
Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. Напротив, в экономике РФ на фоне слабого государства сложилась бизнес-среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения. В России пока не создана система (включающая планы, бюджеты) не только краткосрочного - 5 лет, но и долгосрочного 5-20 лет государственного развития и планирования. Верно лишь одно - нет глобальных идей - нет долгосрочных целей - нет концепций и четкой политики развития. <br />
"Разруха начинается в головах". Дальнейшее развитие событий в РФ будет исключительно зависеть от возможности реализации активных и профессиональных мер правительства по санации кризиса. Время покажет, отойдем ли мы из-за временных трудностей от Стратегии 2020 г., которая могла запустить в РФ механизмы инновационного развития, либо наоборот, именно кризис подвинет нас к активной реальной модернизации экономики и государства. Отступать больше некуда - на другой чаше весов - рост социальной напряженности и падение авторитета власти. Нам есть чему поучиться у Китая - он полностью обогнал нас в понимании того, что для развития все средства хороши. Активное развитие Китая, так и России на фоне роста взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами будет способствовать процветанию обеих стран и преодолению проблем мировой экономики.
"Уникальная корректировка уникального бюджета", серия 28-я. Кто дольше выдержит эту фильму?
Сами выбрали эту власть вот и трахаемся
В копилку абсурдных проектов - строительство мега-моста на остров Русский во Владивостоке.<br/>Жители города ненавидят этот проект, хищения с которого происходят прямо на глазах!<br/>http://www.pkokprf.ru/Info/8912<br/><br/>
Да ладно там бюджет разворовывается.Во всяких ЖКХ миллионые суммы пропадают.А потом нас ждет 1-го января традиционное повышение цен на услуги ЖКХ,которое измеряется двузначной цифрой.